Художественные музеи мира



Музей "Государственный Эрмитаж" 

в Санкт-Петербурге

Государственный Эрмитаж, зародившийся в 18 столетии как частное собрание Екатерины II, стал сегодня одним из самых богатых музеев мира. Он хранит около 3 миллионов бесценных музейных экспонатов. Началось всё в 1754 году во времена царствования Елизаветы Петровны.

Проект Зимнего дворца, парадной резиденции русских царей в стиле русского барокко, который должен был затмить своим великолепием все дворцы Европы, был предложен ведущим придворным архитектором Бартоломео Франческо Растрелли. Правда, полностью первоначальный замысел архитектора не был воплощён, поскольку молодая царица потребовала перемен в соответствии с новой архитектурной модой – классицизмом. Эпоха царствования Екатерины стала едва ни самой замечательной в русской истории. Разносторонне одарённая и образованная царица правила 34 года, добившись международного признания России. Велик её вклад и в развитие культуры. По заказу Екатерины II строятся здания Малого и Большого Эрмитажей, Эрмитажный театр, в результате складывается тот неповторимый ансамбль дворцовых зданий, который сегодня мы называем музеем «Государственный Эрмитаж». Читать дальше



Дрезденская галерея
   Основание знаменитой Дрезденской галереи относится ещё к пятнадцатому веку. Город Дрезден был тогда столицей Саксонии; саксонские курфюрсты в своей сокровищнице, которая называлась "Кунсткамере", собирали разные драгоценности, парадное вооружение, редкие раковины, камни и другие диковины: было там и несколько картин, но ценились они не выше остальных сокровищ "Кунсткамеры". Слава Дрезденской галереи начинается с восемнадцатого века. В то время в Европе появилась мода украшать дворцы произведениями искусства. Короли и князья соперничали в этом друг с другом. Саксонские курфюрсты стали скупать картины знаменитых художников. Из этих произведений и была устроена придворная галерея, а через сто лет, с девятнадцатого века, Дрезденская галерея была превращена в музей. В ней были собраны картины самых знаменитых художников разных стран, и она прославилась на весь мир. Незадолго до конца Великой Отечественной войны части Советской Армии подходили к Дрездену. Этот город долго бомбила американская авиация, много прекрасных зданий, дворцов, музеев было разрушено. Как только советские войска заняли Дрезден, один батальон был спешно послан к зданию, где находилась знаменитая картинная галерея – гордость всего культурного человечества. Разбитое, обгоревшее здание было пустым, картины исчезли. После настойчивых розысков удалось открыть под зданием музея замурованный ход в подвал, а там, в этом подвале, зашифрованные документы и планы тайников, где были спрятаны картины. По этим планам картины и были найдены. Одни – в заброшенной штольне, другие – в затопленном штреке известняковой шахты, а некоторые – на чердаке старого замка. Подступы к тайникам были заминированы: фашисты хотели взорвать, погубить эти сокровища искусства! Этому чудовищному злодейству помешали воины Советской Армии. Но и без взрыва картинам грозила гибель, если б они долго пробыли в тайниках. Для картин, особенно старинных, опасна сырость и темнота. Дерево разбухает и коробится, холст сыреет, слой краски покрывается трещинами и разъедающей плесенью. Картины уже начали разрушаться. Советское командование приняло срочные меры для их спасения. Выли вызваны специалисты-искусствоведы и художники-реставраторы: они оказали "первую помощь" картинам. Чтобы прекратить разрушение, все картины протерли особыми составами, с помощью специального клея наложили на них защитные пластыри, и картинам стала неопасна перевозка. Комиссия, в которую вошли представители общественности Дрездена, тщательно составила опись всех картин, и они были направлены на хранение в Советский Союз, где им уже не грозили случайности и опасности войны. Осенью 1955 года спасённая галерея была перевезена в Дрезден.
Дрез
денская галерея старых мастеров Далее




  



 Уффици – это один из немногих музеев в мире, который обладает сгруппированной в одном месте такой богатой впечатляющей коллекцией, которая дает возможность организовать разнообразные тематические и исторические маршруты, альтернативные по своей сути привычному способу организации посещения галерей. Маршруты, благодаря которым, на примере знаменитых памятников искусства можно проследить важнейшие исторические события.
Галерея, которая сегодня считается неотъемлемым этапом развития искусства западного мира, появилась, в один из самых значительных моментов истории – в эпоху наивысшего рассвета Флорентийского Ренессанса по воле эрц-герцога Козимо I де Медичи.Здание Уффици предназначалось для размещения государственных учреждений, и должно было стать новым и современным административным центром символизирующим герцогскую власть. В связи с эти, здание планировалось расположить рядом с Палаццо-Веккьо, который тем временем, из муниципального здания превратился в роскошный эрц-герцогский дворец. Читать далее



Рейксмузеум, Национальный музей (Амстердам)

          Rijksmuseum (Государственный музей) в Амстердаме существует уже более двухсот лет и на сегодняшний день является одним из самых интересных музеев в мире. Самая первая экспозиция музея была открыта для публики в 1800 году (в то время музей носил имя Nationale Kunstgallerij – Национальная Художественная галерея). С тех пор он несколько раз переезжал, прежде чем в Амстердаме, в 1808 году по указу короля Нидерландов Луи Бонапарта, брата Наполеона, было построено собственное здание музея, в то время называвшегося Королевским музеем. Своё современное название он получил позднее, в 1815 году по специальному указу короля Вильгельма I. В 1885 году Государственный музей переехал в красивое здание, построенное голландским архитектором Петрусом Кейперсом (Petrus Cuypers JH), в модном в то время стиле неоренессанса.




МУЗЕИ ВАТИКАНА

  Мы продолжаем наше путешествие по музеям Ватикана.
  На одном из живописнейших холмов города Рима, на правом берегу реки Тибр, находится самое маленькое государство Европы, резиденция главы католической церкви папы римского - Ватикан. Когда-то владевший обширными землями в пределах Апеннинского полуострова, Ватикан в настоящее время располагает небольшой территорией с населением в тысячу человек и включает в себя собор Святого Петра, площадь перед ним, папские дворцы и сады, Латеранский дворец и загородную резиденцию папы. Ватикан чеканит свою монету, издает газету, имеет свою железную дорогу (правда, ее протяженность всего лишь около 700 метров), почту, мощную радиостанцию и даже тюрьму. Несмотря на свою скромную территорию, государство Ватикан владеет огромными сокровищами. В его музеях хранятся бесценные произведения искусства, созданные выдающимися мастерами различных эпох. В Ватикане хранятся поистине сказочные богатства, и нужно потратить несколько дней, чтобы только осмотреть их внимательно, ведь собирались они многие века. Со временем коллекции так разрослись, что встал вопрос о необходимости создания отдельных музеев и строительства новых помещений для их хранения и экспонирования.

В настоящее время Ватиканские музеи включают апартаменты Борджиа, капеллу Никколину, библиотеку, пинакотеку, музей Пио-Клементино, музей Кьяра-монти, Сикстинскую капеллу, Египетский и Этрусский музеи, станцы Рафаэля, галерею гобеленов и галерею географических карт. Читать далее


Музей Лувр в Париже, Франция

     Сегодня мы начинаем заочное путешествие по крупнейшим художественным музеям Мира. И первая наша остановка в Париже. Мы посетим  самый известный и посещаемый музей изобразительного искусства - Лувр.
Сначала небольшая историческая справка.
 Лувр  был и крепостью, и королевским дворцом, а сейчас он – один из крупнейших музеев мира, принимающий в год до 10 миллионов посетителей.
Построенный в 1190 году при Филиппе-Августе как крепость, Лувр потерял свои оборонительные функции в XIV столетии, и архитектор Карла V Раймон дю Тампль начал превращать его в королевскую резиденцию. В XVI веке, при Франциске I, стараниями архитектора Пьера Леско и скульптора Жана Гужона на месте средневекового Лувра встал дворец эпохи Возрождения. Работы продолжались при Генрихе II (появились Зал кариатид, унифицированные фасады в стиле французского Ренессанса), при Карле IX и Генрихе IV (галерея, соединявшая Лувр с Тюильри). Большое влияние на расширение дворца оказало царствование двух Людовиков – XIII и XIV: был завершён Квадратный двор, создан восточный фасад с колоннадой. Над архитектурой и интерьерами работали Жак Лемерсье, Луи Ле Во, Никола Пуссен, Джованни Франческо Романелли, Шарль Лебрен.

Однако в 1627 году двор переехал в Версаль, Лувр опустел. Уже тогда предлагали создать в нём художественную галерею. Коллекции живописи, скульптур, ювелирных изделий начали составляться ещё при Карле V. К XVIII веку в Лувре хранилось множество шедевров, среди которых были произведения Леонардо да Винчи, Микеланджело, Тициана, Рафаэля, Рубенса, Рембрандта. В 1750 году впервые тут был открыт зал для публичного показа картин из королевской коллекции. Великая французская революция национализировала коллекцию, добавила к ней конфискованное церковное имущество, и в 1793 году музей открыл двери для общественности.

С тех пор собрание постоянно пополнялось – во времена Наполеона, Реставрации и так вплоть до Второй мировой. Ещё до войны, в 1938 году, когда Германия захватила Судеты, музейщики поняли, что экспонаты надо спасать. Многие ценные произведения искусства были отправлены в замок Шамбор, а когда война началась, туда и в другие замки перевезли большинство оставшихся картин и скульптур. В начале 1945 года, после освобождения Франции, шедевры стали возвращать в Лувр – в том числе «Мону Лизу» Леонардо да Винчи, Венеру Милосскую, Нику Самофракийскую.

Этими луврскими жемчужинами и сейчас любуются туристы со всего мира. В музее около 400 тысяч экспонатов – все за один визит не осмотреть, лучше наметить несколько объектов или тем. Выбирать есть из чего: Лувр располагает солидными собраниями египетских, ближневосточных, греческих, римских и этрусских древностей (среди уникальных экспонатов – древнеегипетские статуи сидящего писца и фараона Рамсеса II, стела со сводом законов Хаммурапи), прекрасными коллекциями исламского и декоративно-прикладного искусства, а также огромным количеством картин, скульптур, гравюр.

Последнее архитектурное дополнение – главный вход в виде стеклянной пирамиды, возведённой в 1989 году по проекту американского архитектора Йо Минг Пея. Пирамида вызвала споры из-за резкого контраста с классическим обликом дворца, но именно она позволила дать музею просторный вход, не трогая исторические здания.




    Ну а сейчас откроем двери Лувра и войдем в удивительный, таинственный мир искусства.





1 комментарий: