Цветовушка


Теория цветовой выразительности
Нет никакого сомнения в том, что цвет оказывает на нас громадное влияние, независимо от того, отдаем ли мы себе в этом отчет или нет. Переживания и чувства, возникающие при восприятии цвета, могут определять духовное восприятие и эмоциональное равновесие человека.
Нет ничего удивительного, что синева моря и отдаленных гор очаровывает нас. Однако тот же цвет во внутренних помещениях кажется нам безжизненным и неспокойным. Синие отражения на коже делают ее бледной, почти как у мертвеца... Ночью синий неоновый свет кажется привлекательным, подобно синему цвету на чёрном фоне, а вместе с красным и жёлтым светом создает веселое и приподнятое настроение. Синее небо, залитое солнечным светом, оказывает на человека оживляющее, бодрое и активное действие, тогда как синие оттенки лунного неба могут вызвать некую отрешенность, сердце буквально заливается тоской и грустью.
     Один деловой человек организовал торжественный ужин. Входящих в дом гостей встречали доносившиеся из кухни изумительные запахи, и все приглашенные предвкушали ожидавшее их пиршество. Когда веселая компания разместилась вокруг стола, покрытого великолепно приготовленными яствами, хозяин осветил столовую красным светом. Мясо на тарелках окрасилось нежным розовым цветом и казалось аппетитным и свежим, но шпинат стал совершенно черным, а картофель ярко-красным. Не успели гости опомниться от удивления, как красный цвет перешел в синий, – жаркое приняло гнилостный оттенок, а картофель словно заплесневел. Все приглашенные сразу потеряли всякий аппетит. Но когда в дополнение ко всему этому хозяин включил желтый свет, превратив красное вино в постное масло, а гостей в живые трупы, несколько чувствительных дам встали и быстро покинули столовую. Никому не приходило и в голову думать о еде, хотя все присутствующие прекрасно знали, что все эти странные ощущения были вызваны только изменением цвета освещения. Хозяин, смеясь, вновь включил белый свет и вскоре ко всем собравшимся вернулось веселое настроение.
Сегодня мы поговорим  о точном  названии цвета и его характере, а также определим психологическую  и духовную выразительность цвета.
Желтый цвет
Жёлтый цвет является самым светлым из всех цветов. Но он теряет это качество, как только его затемняют серым, черным или фиолетовым цветом. Можно даже сказать, что желтый - это как бы уплотненный и более материальный белый цвет. Золотой цвет, как один из самых распространенных оттенков желтого, означает светящуюся, излучающую свет материю. Золотые мозаичные своды византийских соборов, как и задние планы картин старых мастеров выступали в роли символического пространства нездешнего мира, чудесного царства солнца и света. Золотой нимб святых являлся признаком их особого озарения. Символом небесного света могло быть только золото.
Говоря о каком-нибудь человеке, что у него "светлая голова", мы подразумеваем, что он умный. Жёлтый как самый светлый из цветов символизирует разум, познание. А вот тусклый желтый цвет будет выражать зависть, предательство, двуличие, сомнение, недоверие и безумие, поэтому при его использовании необходимо тщательно смотреть в контекст рисунка, чтобы случайно не добавить лишних отрицательных эмоций.
Красный цвет
Красный цвет на цветовом круге не имеет ни желтоватого, ни синеватого оттенка. Его ослепительную, неотразимую яркость нелегко затмить, однако он без особого труда изменяется и легко принимает самые различные характеры. Ассоциируясь с планетой Марс, красный цвет связан с представлениями о войнах и демонических мирах - неслучайно одежда воинов была красно-оранжевой в знак их кровавого ремесла. Знамена революций были также окрашены в красно-оранжевый цвет.
Красный цвет также символизирует страстную физическую любовь. Чистый красный цвет означает любовь духовную. В пурпурно-красном объединена светская и духовная власть.
Синий цвет
Чистым синим цветом называют цвет, в котором нет ни желтоватых, ни красноватых оттенков. Если красный всегда активен, то синий всегда пассивен, если относиться к нему с точки зрения материального пространства. Однако с точки зрения духовной нематериальности синий производит активное впечатление, а красный цвет - пассивное.
Синий цвет всегда холодный и он словно сжат и сосредоточен в себе. Люди, которые предпочитают синие тона, в большинстве своем отличаются бледным цветом лица и слабым кровообращением, но нервная система у них выносливее. Синий всегда производит впечатление тени, он неуловимое ничто, которое всё же постоянно присутствует как прозрачная атмосфера. В земной атмосфере синий цвет разлит, начиная от светлейшей небесной лазури до глубочайшей синей черноты ночного неба.
Стоит принять во внимание, что когда синий затенён, то его тусклый цвет может вызвать чувство суеверия, боязни, ощущение потерянности и печали, но вместе с тем этот цвет всегда указывает путь к чему-то высокому и духовному.
Зеленый цвет
Зелёный представляет собой промежуточный цвет между жёлтым и синим. В зависимости от того содержит ли он больше жёлтого или синего, меняется и характер его выразительности. Зеленый является одним из дополнительных цветов, который получается при смешении двух основных - жёлтого и синего цвета, но при смешении какой-либо из цветов будет обязательно преобладать.
Зелёный - это цвет растительного мира. Плодородие и удовлетворённость, покой и надежда - вот основные выразительные качества зелёного цвета, в котором соединяются познание и вера. Но примите во внимание, что если яркий зелёный затемняется серым цветом, то он возбуждает чувство ленивой вялости.
Оранжевый цвет
Оранжевый цвет - смесь желтого с красным - расположен в фокусе максимальной активной яркости. В материальной сфере он обладает яркостью солнечного света, достигая в красно-оранжевом тоне максимума активной, тепловой энергии. Но в разбавленном виде он быстро теряет свой характер, а затемненный чёрным цветом тускнеет и переходит в невыразительный сухой коричневый. Однако, если попробовать коричневый осветлить, то мы получим бежевые тона, создающие своим дружелюбием тёплую, благотворную атмосферу.
Фиолетовый цвет
Обычно фиолетовый цвет имеет красноватый или синеватый оттенок. В противоположность жёлтого цвета - цвета познания - фиолетовый является цветом бессознательного и таинственного, всегда впечатляющего. В зависимости от соседних контрастирующих тонов он часто способен вызвать гнетущее настроение. Когда фиолетовый цвет покрывает большие площади, он может стать определённо угрожающим, особенно рядом с пурпурным цветом.
Если два цвета являются дополнительными по отношению один к другому, то и их выразительные качества должны быть дополнительными между собой.
Еще очень важный момент: каждый цвет может изменяться в пяти аспектах:
- в характере цвета, когда зелёный может стать более желтоватым или синеватым, а оранжевый может принять более красный или более жёлтый оттенок; 
- в яркости, когда красный цвет может быть розовым, красным, тёмно-красным, а синий - голубым, синим и тёмно-синим; 
- в насыщенности, когда синий цвет может быть более или менее осветлен белым или затемнен чёрным, серым или его дополнительным - оранжевым цветом; 
- в количественном отношении или в распространении цвета, когда, например, большое пространство зеленого цвета располагается рядом с маленьким пространством жёлтого цвета, или на полотне много жёлтого цвета по сравнению с зелёным, или же на полотне столько же жёлтого, сколько и зелёного; 
- в результате возникновения различных контрастных воздействий.

Все изложенное выше позволяет сделать окончательный вывод по отношению к творческому процессу художника. С самого начала работы над своим произведением он должен выбрать из множества цветов и их оттенков основной, из нужной для него группы, иначе конечный результат получится более чем сомнительным. Чтобы этого не происходило, подсознательное восприятие, интуитивное мышление и теоретические знания должны составлять одно целое, чтобы в результате выбрать именно то, что нужно.

Как получить яркие цвета


  Любой, кто хоть раз брал в руки краски, знает: если смешать красный и синий будет фиолетовый цвет, а синий и желтый — зеленый. Кажется, все просто, нужно лишь следовать привычным правилам. 
  Но стоит углубиться в колористику чуть больше и становится ясно — не всегда, следуя правилам, можно получить яркий и сочный оттенок. Читать далее



С чего начать изучение с ребенком  
цветоведения  


         Всем взрослым хорошо известно, что  мир наполнен множеством цветов и их оттенков, но маленькие дети, детсадовского возраста, даже не подозревают об этом разнообразии цветов до тех пор, пока им об этом не расскажут и не покажут.Читать далее 


Теплые и холодные цвета

   Все цвета делятся на хроматические и ахроматические.
  Ахроматические цвета – это белый, черный и все оттенки серого
   Хроматические цвета - это все цвета видимого спектра от красного до фиолетового и их оттенки, проще говоря - это радуга.



 

Весь цветовой спектр в свою очередь делится на теплые и холодные цвета. Различить их очень просто.


Все цвета, что ассоциируются с огнем, солнцем, жарой, теплом, летом относятся к теплой цветовой гамме.

Все цвета, которые ассоциируются с холодом, стужей, льдом, зимой, глубиной, относятся к холодной цветовой гамме.

На цветовом круге наглядно видно, какие цвета считаются холодными, а какие теплыми.
   Зеленый может быть теплым (если в нем больше желтого) и холодным (если в нем больше голубого цвета), точно так же и фиолетовый, розовый, коричневый и другие сложные цвета, могут быть теплыми и холодными, в зависимости от оттенка.
 


Основы цветоведения




Смешивая попарно эти три цвета, мы получаем дополнительные цвета. Красный при смешивании с жёлтым даёт оранжевый, жёлтый при смешивании с синим — зелёный, синий при смешивании с красным — фиолетовый. 




  

На цветовом треугольнике эти цвета образуют контрастные пары. Напротив красного оказывается зелёный, напротив жёлтого — фиолетовый, напротив синего — оранжевый   





      
Вспомним схему взаимодействия стихий. Стихии ДЕРЕВА соответствует синий цвет, стихии ОГНЯ — красный, стихии ПОЧВЫ — жёлтый, то есть основные цвета. Стихии МЕТАЛЛА и ВОДЫ — соответственно белый и чёрный цвета.

Добавляя к каждому из шести цветов спектра белую или чёрную краску в разных пропорциях, мы получим цвета с высветлением (по горизонтали) или затемнением (по вертикали).
Теперь каждый цвет — в пяти вариантах. Количество вариантов бесконечно. Всё зависит от пропорционального количества смешиваемых красок (исходный цвет плюс чёрная или белая). 






      Кроме основных и дополнительных, есть ещё промежуточные цвета: красно-оранжевый, жёлто-оранжевый, жёлто-зелёный, сине-зелёный, сине-фиолетовый и красно-фиолетовый. Количество промежуточных цветов также бесконечно. Всё зависит от пропорционального количества смешиваемых красок (основных и дополнительных цветов).
В процессе работы с красками живописец подбирает цвет в соответствие с различными параметрами: локальный цвет предмета или его части, освещение и светотень, удалённость предмета, цветовые рефлексы.
Он может смешивать любые краски, добавлять чёрную и белую, соблюдая необходимые количественные пропорции. Художник знает, что при смешивании контрастных цветов, например, красного и зелёного, получаются «грязные» оттенки. Приходится также учитывать свойства краски как вещества.
Например, при смешивании синей и красной красок чистый фиолетовый цвет не получается; в составе оранжевой краски жёлтой больше, чем красной; при добавлении чёрной краски к жёлтой получается зеленоватый оттенок. Если краска сильно разбавлена водой (или растворителем), то она ложится более тонким слоем. Проявляется прозрачность краски, и сквозь неё просвечивает бумага (или другой материал) или краска, положенная ранее. Цвет при этом, разумеется, меняется.
      


В следующий раз мы поговорим о теплых и холодных, хроматических и ахроматических, о взаимодополнительных цветах.




Введение в цветвоведение
Цветоведение - это комплексная наука о цвете, включающая систематизированную совокупность данных физики, физиологии и психологии, изучающих природный феномен цвета, а также совокупность данных философии, эстетики, истории искусства, филологии, этнографии, литературы, изучающих цвет как явление культуры.
Колористика - это раздел науки о цвете, изучающий теорию применения цвета на практике в различных областях человеческой деятельности.







3 комментария:

  1. очень интересная информация-спасибо!

    ОтветитьУдалить
  2. Предлагаю ввести еще один термин
    Цветоведение+Колористика=Цветористика

    ОтветитьУдалить
  3. Очень познавательно и интересно!

    ОтветитьУдалить