Цветовушка


           Теплые и холодные цвета

   Все цвета делятся на хроматические и ахроматические.
  Ахроматические цвета – это белый, черный и все оттенки серого
   Хроматические цвета - это все цвета видимого спектра от красного до фиолетового и их оттенки, проще говоря - это радуга.



 

Весь цветовой спектр в свою очередь делится на теплые и холодные цвета. Различить их очень просто.


Все цвета, что ассоциируются с огнем, солнцем, жарой, теплом, летом относятся к теплой цветовой гамме.

Все цвета, которые ассоциируются с холодом, стужей, льдом, зимой, глубиной, относятся к холодной цветовой гамме.

На цветовом круге наглядно видно, какие цвета считаются холодными, а какие теплыми.
   Зеленый может быть теплым (если в нем больше желтого) и холодным (если в нем больше голубого цвета), точно так же и фиолетовый, розовый, коричневый и другие сложные цвета, могут быть теплыми и холодными, в зависимости от оттенка.
 


Основы цветоведения




Смешивая попарно эти три цвета, мы получаем дополнительные цвета. Красный при смешивании с жёлтым даёт оранжевый, жёлтый при смешивании с синим — зелёный, синий при смешивании с красным — фиолетовый. 




  

На цветовом треугольнике эти цвета образуют контрастные пары. Напротив красного оказывается зелёный, напротив жёлтого — фиолетовый, напротив синего — оранжевый   





      
Вспомним схему взаимодействия стихий. Стихии ДЕРЕВА соответствует синий цвет, стихии ОГНЯ — красный, стихии ПОЧВЫ — жёлтый, то есть основные цвета. Стихии МЕТАЛЛА и ВОДЫ — соответственно белый и чёрный цвета.

Добавляя к каждому из шести цветов спектра белую или чёрную краску в разных пропорциях, мы получим цвета с высветлением (по горизонтали) или затемнением (по вертикали).
Теперь каждый цвет — в пяти вариантах. Количество вариантов бесконечно. Всё зависит от пропорционального количества смешиваемых красок (исходный цвет плюс чёрная или белая). 






      Кроме основных и дополнительных, есть ещё промежуточные цвета: красно-оранжевый, жёлто-оранжевый, жёлто-зелёный, сине-зелёный, сине-фиолетовый и красно-фиолетовый. Количество промежуточных цветов также бесконечно. Всё зависит от пропорционального количества смешиваемых красок (основных и дополнительных цветов).
В процессе работы с красками живописец подбирает цвет в соответствие с различными параметрами: локальный цвет предмета или его части, освещение и светотень, удалённость предмета, цветовые рефлексы.
Он может смешивать любые краски, добавлять чёрную и белую, соблюдая необходимые количественные пропорции. Художник знает, что при смешивании контрастных цветов, например, красного и зелёного, получаются «грязные» оттенки. Приходится также учитывать свойства краски как вещества.
Например, при смешивании синей и красной красок чистый фиолетовый цвет не получается; в составе оранжевой краски жёлтой больше, чем красной; при добавлении чёрной краски к жёлтой получается зеленоватый оттенок. Если краска сильно разбавлена водой (или растворителем), то она ложится более тонким слоем. Проявляется прозрачность краски, и сквозь неё просвечивает бумага (или другой материал) или краска, положенная ранее. Цвет при этом, разумеется, меняется.
      


В следующий раз мы поговорим о теплых и холодных, хроматических и ахроматических, о взаимодополнительных цветах.




Введение в цветвоведение
Цветоведение - это комплексная наука о цвете, включающая систематизированную совокупность данных физики, физиологии и психологии, изучающих природный феномен цвета, а также совокупность данных философии, эстетики, истории искусства, филологии, этнографии, литературы, изучающих цвет как явление культуры.
Колористика - это раздел науки о цвете, изучающий теорию применения цвета на практике в различных областях человеческой деятельности.







3 комментария:

  1. очень интересная информация-спасибо!

    ОтветитьУдалить
  2. Предлагаю ввести еще один термин
    Цветоведение+Колористика=Цветористика

    ОтветитьУдалить
  3. Очень познавательно и интересно!

    ОтветитьУдалить