Шедевры мировой живописи


Микеланджело Буонарроти 
«Отделение Света от Тьмы»



     Глядя на великолепные фрески Сикстинской капеллы, на ее величественные образы, нельзя уже в который раз не поразиться гениальному мастерству, многогранному таланту и непревзойденной фантазии Микеланджело Буанаротти.
   Изумляют не столько сами библейские сюжеты, а их доскональное исполнение и внимание к мельчайшим деталям любой фрески, какую ни возьми. А о буйстве красок и говорить не приходится, поскольку видя все это вокруг себя на стенах и потолке капеллы, понимаешь. что художник добился того, чего хотел. А именно, что эти цвета так и тянет назвать неземными.
       Что касается фрески «Отделение Света от Тьмы», то, по замыслу Микеланджело, от нее должна была исходить энергия, поистине непередаваемой силы. А как же, ведь в центре сюжета — Саваоф, созидающий небесные светила, Свет, Тьму и затем отделяющий их друг от друга, таким образом являя миру день и ночь.
    Могучий старец, парящий в пустом доселе пространстве, наделяет его космическими телами, создает материи и сущности, творя все это с помощью божественной энергии и высшей любви, что совсем не по нраву Хаосу, пытающемуся помешать Создателю и, естественно, терпящему поражение.
     Не случайно Буанаротти представил Высший Разум в виде человека, вероятно, доказывая, что и люди способны отделять в себе свет от тьмы, создавая духовные Вселенные, полные мира, любви и понимания. У Саваофа впереди еще очень много работы — создание и отделение моря от суши, создание Ада и Рая, но начало положено, и отныне день и ночь сменяют друг друга, как солнце и луна.
  Изучая работы Микеланджело, приходит осознание истинного масштаба творчества этого художника, поэта, архитектора и скульптора, которого в любом из своих произведений интересовал, в первую очередь, человек и его место в окружающем и таком сложном бытие.




Архип Куинджи «Лунная ночь на Днепре»



«Лунная ночь на Днепре» (1880) – одна из самых известных картин Архипа Куинджи. Эта работа произвела настоящий фурор и приобрела мистическую славу. Многие не верили в то, что свет луны можно так передать лишь художественными средствами,


 и заглядывали за полотно, разыскивая там лампу. Многие молча часами стояли перед картиной, а потом уходили в слезах. Великий князь Константин Константинович купил «Лунную ночь» для личной коллекции и всюду возил ее с собой, что имело печальные последствия.

    Над этой картиной художник работал летом и осенью 1880 г. Еще до начала выставки распространились слухи о том, что Куинджи готовит что-то совсем невероятное. Любопытных нашлось столько, что по воскресеньям живописец открывал двери своей мастерской и пускал туда всех желающих. Еще до начала выставки картину купил великий князь Константин Константинович. 

    Куинджи всегда очень ревностно относился к экспонированию своих картин, но в этот раз он превзошел сам себя. Это была персональная выставка, и на ней демонстрировалась всего одна работа – «Лунная ночь на Днепре». Художник велел задрапировать все окна и осветить полотно направленным на него лучом электрического света – при дневном освещении лунное сияние смотрелось не так эффектно. Посетители входили в темный зал и, будто под гипнозом, замирали перед этой магической картиной.
     Перед залом Общества поощрения художников в Петербурге, где проходила выставка, целыми днями стояла очередь. Публику приходилось пускать в помещение группами, чтобы избежать давки. О невероятном эффекте картины ходили легенды. Сияние лунного света было настолько фантастическим, что художника заподозрили в использовании каких-то необычных перламутровых красок, привезенных из Японии или Китая, и даже обвиняли в связях с нечистой силой. А скептически настроенные зрители пытались отыскать с обратной стороны полотна спрятанные лампы.
  Конечно, весь секрет заключался в необычайном художественном мастерстве Куинджи, в умелом построении композиции и таком сочетании красок, которое создавало эффект сияния и вызывало иллюзию мерцающего света. Теплый красноватый тон земли контрастировал с холодными серебристыми оттенками, за счет чего углублялось пространство. Однако одним мастерством даже профессионалы не могли объяснить то магическое впечатление, которое картина производила на зрителей – многие уходили с выставки в слезах.
    И. Репин говорил, что зрители застывали перед картиной «в молитвенной тишине»: «Так действовали поэтические чары художника на избранных верующих, и те жили в такие минуты лучшими чувствами души и наслаждались райским блаженством искусства живописи». Поэт Я. Полонский удивлялся: «Положительно я не помню, чтобы перед какой-нибудь картиной так долго застаивались... Что это такое? Картина или действительность?». А поэт К. Фофанов под впечатлением от этого полотна написал стихотворение «Ночь на Днепре», которое позже было положено на музыку.
     И.Крамской предвидел судьбу полотна: «Быть может, Куинджи соединил вместе такие краски, которые находятся в природном антагонизме между собой и по истечении известного времени или потухнут, или изменятся и разложатся до того, что потомки будут пожимать плечами в недоумении: от чего приходили в восторг добродушные зрители? Вот во избежание такого несправедливого отношения в будущем, я бы не прочь составить, так сказать, протокол, что его «Ночь на Днепре» вся наполнена действительным светом и воздухом, и небо настоящее, бездонное, глубокое». 
    К сожалению, наши современники не могут в полной мере оценить первоначальный эффект картины, так как до наших времен она дошла в искаженном виде. А виной всему – особое отношение к полотну его владельца, великого князя Константина. Он был так привязан к этой картине, что взял ее с собой в кругосветное путешествие. Узнав об этом, И. Тургенев пришел в ужас: «Нет никакого сомнения, что картина вернется совершенно погубленной, благодаря соленым испарениям воздуха». Он даже пытался уговорить князя оставить картину на время в Париже, но тот был непреклонен.
   К несчастью, писатель оказался прав: пропитанный солью морской воздух и высокая влажность губительно повлияли на состав красок, и они стали темнеть. Поэтому сейчас «Лунная ночь на Днепре» выглядит совсем по-другому.

                              

Михаил Врубель «Демон сидящий»




       «Демон сидящий» Михаила Врубеля – первое значительное произведение русского символизма, определившее его главную тему – стремление творческой личности к высшей красоте. Сюжет этой картины был создан Врубелем после того, как он прочел «Демона» Лермонтова.


    Художник творит образ, созвучный духовным исканиям своей эпохи. Он утверждает, что его герой – "это дух, но дух не столько злобный, сколько страдающий и скорбный, и, при всем этом дух величавый и властный". Во все времена демон представлял образ силы духа человека, его внутреннюю борьбу и сомнения. Облику Демона свойственна противоречивость: одухотворенный лик и могучее тело. 

    Картина демона представляет сидящего печального демона, который трагически сцепил руки. Жест сцепленных могучих рук подобен разрываемым оковам. Демон сидит один посреди гор, его глаза очень печальны. Он задумчиво созерцает гаснущие краски заката. Мощная фигура Демона вырывается из горизонтального формата композиции. 

     Врубель показывает Мир вокруг Демона в новом преображенном состоянии. Художник передает метаморфозы форм, в результате чего цветы становятся подобными кристаллам.         Работая мастихином, Врубель словно соединяет приемы живописца и скульптора, в результате чего, появляются формы, похожие на ограненные камни. В этом проявляется индивидуальный стиль художника, в котором присутствуют эффекты кристаллических граней. Такой эффект художник смог достичь благодаря использованию плоских мазков мастихином. 

     Тема Демона, олицетворяющего вечную борьбу мятущегося духа, стала главной в творчестве художника.






     «Демон сидящий» самый известный из Демонов Врубеля. В 1899 г. Он написал картину «Демон летящий», на которой изобразил Демона в образе владыки мира. 


А с 1901 по 1902 годы М.Врубель мучительно дописывает свою последнюю работу – «Демон поверженный», в которой Демон находился на грани смерти.

       Современники поговаривали, что, Демоны, изображенные художником, забрали жизнь самого Врубеля… Это лишь предположение, но посмотрев на эти картины внимательно, вы поймете, что загадочнее их нет во всем мире.


Леонардо да Винчи: Мадонна Литта

Эпоху Высокого Возрождения, продлившуюся менее полувека, называют периодом расцвета итальянской культуры. В списке её титанов и безусловных гениев имя Леонардо да Винчи — на первом месте. «Мадонна Литта», законченная художником в 1491 году, — одно из лучших творений миланского периода, воплощение величия, гармонии и красоты Золотого века. 

Решение отца Леонардо, преуспевающего нотариуса, перевезти в свою семью трёхлетнего незаконнорожденного сына, забрав его у матери-простолюдинки, никоим образом не сказалось на трепетном отношении к ней будущего художника. Тёплые воспоминания о той, что дала ему жизнь и свою безграничную любовь, сделали тему материнства сквозной в творчестве Леонардо. В изображениях мадонн он гармонично сочетает основополагающие принципы христианской и светской живописи. Примером тому может служить и «Мадонна Литта».

Читать далее


МИКЕЛАНДЖЕЛО БУОНАРРОТИ
Скульптор, художник, архитектор, поэт, философ, гений...
Смотрите мой новый ролик о творчестве Микеланджело Буонарроти.






Портрет М.И. Лопухиной



В истории живописи немало примеров, когда за той или иной картиной тянется шлейф дурной славы. Негативное влияние на владельцев, самого художника или прототипов работ не поддается логическому объяснению. Одна из таких картин – «Портрет М. И. Лопухиной» Владимира Боровиковского. В ХІХ в. об этом портрете ходили  нехорошие слухи. 


Рафаэль «Сикстинская мадонна»

Хранится в Галерее старых мастеров в Дрездене.
 
Этот алтарный образ - последняя из крупных работ Рафаэля, посвященных его излюбленной теме. Еще в ранний период творчества он обращался к образу Мадонны с младенцем, каждый раз отыскивая новый подход. Преобладающий характер гения Рафаэля выражался в стремлении к божеству, к преобразованию земного, человеческого в вечное, божественное. 


Шедевры Третьяковской галереи

Иван Крамской "Неизвестная"




К 200-летнему юбилею Михаила Юрьевича Лермонтова

Лермонтов был не только гениальным поэтом, но и прекрасным художником. Посмотрите некоторые его работы.



Андрей Рублев - гениальный русский живописец.

Его работы пришли к нам из глубины веков. Посмотрите и постарайтесь понять, что хотел передать нам непревзойденный мастер иконописи.





2 комментария:

  1. Евстифеева Л.Л.12 октября 2016 г. в 18:57

    Изумительная подборка материала. Можно смотреть и восхищаться бесконечно.

    ОтветитьУдалить
  2. Спасибо! Творения великих мастеров никогда не потеряют своей значимости!

    ОтветитьУдалить